Где я?
ББ-Home > Бизнес-Среда > Бизнес в окружении > Бизнес в окружении. Серия 14

Бизнес в окружении. Серия 14

Проверки малого бизнеса: не отстанут!

С 1 января 2016 года вступили в силу положения закона, устанавливающие трехлетний мораторий на проверки малого бизнеса (см. ст. 26.1 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»).

Можно ли рассчитывать, что мораторий позволит малому бизнесу хоть чуть-чуть перевести дух в и без того нелегкие времена?

Один из главных «проверяльщиков» – Роспотребнадзор – запланировал на 2016 год 64189 проверок (плановых!). Это примерно 17,5% от общего числа, утвержденных Генпрокураторй на текущий год. Говорят, подавляющая их часть будет проведена на предприятиях с повышенной зоной риска, к которым относят торговые предприятия, предприятия общественного питания и т. п. С другой стороны, как сообщает та же «РГ» со ссылкой на сайт ведомства:

Роспотребнадзор усилил контроль на границе и организовал сплошной мониторинг торговых точек в рамках специальных мер введенных в отношении Турции.

Усилен санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, организован и проводится сплошной мониторинг в отношении объектов оптовой и розничной торговли, включая предприятия сетевой торговли, рынки, ярмарки выходного дня, организовано взаимодействие с органами внутренних дел», — говорится в официальном сообщении.РГ

И далее:

…с 1 по 10 января территориальные органы ведомства проверили более 1 тысячи объектов розничной торговли, распределительных центров и детских учреждений. «Нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей выявлены более чем на 40 процентах проверенных объектов и связаны, в основном, с отсутствием документов, подтверждающих страну происхождения, дату производства и ввоза на территорию Российской Федерации, а также информацию о качестве и безопасности товара.»

Таким образом, если в числе этих 40% оказались предприятия, подпадающие под действие закона, скорее всего, теперь они могут больше не беспокоиться о его существовании, – к ним он больше неприменим.

Если предположить, что в среднем на 40% предприятий, подвергшихся проверкам, будут найдены нарушения, значит, для такой же доли предприятий срок действия моратория на первой же проверке и закончится, так как велика вероятность, что контрольно-надзорные органу станут инициировать дальнейшие проверки в отношении нарушителей. Следовательно, таким предприятиям вряд ли удастся протянуть «под прикрытием» закона все три года.

Спрятаться за мораторий полностью не удастся, так как он предполагает освобождение от плановых проверок, но при грамотном подходе внеплановую проверку контрольно-надзорным органам организовать совсем не сложно. Если на организацию или предпринимателя будут поступать жалобы от заинтересованных лиц (их перечень может оказаться весьма и весьма широк), то от такой проверки потенциальному нарушителю отбояриться будет достаточно сложно.

Поэтому можно утверждать, что, следуя международной практике, мораторий на проверки инициативу контроля за состоянием рынка передает его непосредственным участникам – бизнесу, бдительным потребителям и общественным организациям.

Есть надежда, что, с одной стороны, бизнес, не желающий попасть в немилость, сам начнет учиться работать не за страх, а за совесть. Если же нет, то государство вправе ожидать, что партнеры организаций и предпринимателей и потребители их товаров и услуг, оставшиеся недовольными, станут более активно информировать контрольно-надзорные органы о случаях такого недовольства, а не надеяться, что рано или поздно ситуация сама рассосется.

Говоря по правде, по целому ряду причин рассчитывать не внезапное повышение сознательности как бизнеса, так и граждан в подобных вопросах не приходится. Мы ожидаем, что принятые меры в целом приведут к снижению качества товаров и услуг, производимых и оказываемых «беспризорным» бизнесом. По этим соображениям мы позволим себе не согласиться с таким заявлением:

Надзорные каникулы безопасны для государства и для потребителей услуг малых предприятий. Они не приведут к увеличению числа нарушений. «Приостановление касается исключительно плановых проверок. У надзорных органов остается возможность оперативного реагирования. При наличии информации о нарушениях они могут провести внеплановую ревизию.»РГ

Каковы бы ни были на этот счет истинные намерения правительства, оно основательно позаботилось о том, чтобы оставить себе пути отступления.

В такой ситуации для многих бизнесменов, желающих воспользоваться предоставляемым периодом «тишины», но за которыми уже тянется шлейф грубых нарушений, более оптимальным выходом будет регистрация чистых фирм и перевод бизнеса под новые вывески, поскольку никаких революционных подходов к осуществлению контрольно-надзорной деятельности закон в нынешнем его виде не предлагает.


Серия «Бизнес в окружении»: краткие и регулярные срезы окружающей среды, в которой приходится действовать бизнесу с учетом ее недоброжелательности и враждебности.

Top