Где я?
ББ-Home > Рабочие записи > Информация к размышлению > Реформа КНД: не время и не место

Реформа КНД: не время и не место

Не падающие рубль и цены на нефть, а переливающий через край контрафакт — вот реальная угроза бизнесу и экономике России. В таких условиях ослабление государством своих контрольно-надзорных функций лишь усугубит ситуацию и переведет эту болезнь из хронической формы в острую.

– Товарищи! В зоопарке тиграм не докладывают мяса!!!

Помните стукача-попугая в исполнении Геннадия Хазанова? Сегодня не только в зоопарке мяса тиграм не докладывают, но и металла в кабельную продукцию, животных жиров в сыр (Россельхознадзор объявил недавно 78,3% сыра в России поддельным, а общий уровень фальсификации на рынке молочной продукции равным 25,3%). Ранее мы уже сообщали про засилье мелких проектных организаций, готовых идти на любые ухищрения ради получения заказа. СМИ еще продолжают вспоминать недавний случай с массовым отравлением поддельным алкоголем в Красноярске. Правоохранительные органы только-только с помпой закрыли целую фабрику по производству поддельных брендовых алкогольных напитков в Кировской области. Редкая новостная передача обходится, чтобы не затронуть данную тему. Появление все новых featured телепередач свидетельствует о росте озабоченности населения данной проблемой.

Словом, контрафакт перехлестывает.

Можно было бы успокоить себя констатацией факта, что это не только российская проблема. Для России с ее богатой историей развития цеховой промышленности и изолированности от мира качественных товаров, которая породила целые поколения фарцовщиков, это лишь продолжение истории. А в условиях расползающегося вширь и вглубь кризиса и подавно. Доля контрафактной продукции растет во всем мире. Подделывают всё! – алкоголь, лекарства, топливо, парфюмерию, гаджеты, часы (см. featured image к теме), продукты питания, брендовую одежду. Но если в мире с данной проблемой еще как-то справляются, то в России власти на протяжении многих лет демонстрируют полную неспособность (нежелание?) вести борьбу с подделками.

Вместо борьбы системной и методичной наши чиновники давно уже изобрели действенный инструмент на все случаи – «запрещать и не пущать» – и успешно (для себя) им пользуются. И вот уже появилось известие, что чиновники из Роспотребнадзора подумывают «ужесточить ответственность за онлайн-торговлю спиртным, хотя ранее хотели ее легализовать». Похоже, это их единственный ответ на историю с алкогольными отравлениями в Красноярске.

Приснопамятные летние рейды по бензоколонкам не решили проблему поддельного топлива. Разве что, возможно, бюджет пополнился несколькими десятками миллионов за счет выписанных штрафов да, может быть, самых отъявленных нарушителей прикрыли и завели на них дела. Теперь, учитывая личную обеспокоенность президента состоянием дел на этом рынке, решено вернуть топливные комиссии в регионы и расширить их полномочия. А что делать, по данным Росстандарта

сегодня 43 процента из 3 тысяч заправок по всей стране продают некачественное топливо с нарушением технических регламентов.РГ

Рынку топлива, возможно, «повезло» больше прочих, но что делать с остальными, состояние которых не испытывает на себе столь трепетной президентской привязанности и участливости?

Логика жизни (с теми же заправками и топливными комиссиями) показывает, что не время (и не место) сейчас ослаблять контроль. Но государство, идя на поводу у малого и среднего бизнеса (о том, насколько это само по себе оправданно, можно совершенно отдельно говорить много и долго) и  будучи стесненным в средствах и вынужденным изыскивать их где только возможно, затеяло масштабную реформу контрольно-надзорной деятельности (Безопасность бизнеса неоднократно обращалась к данной теме и будет возвращаться еще не раз: см. Бизнес в окружении: серию 02, серию 06, серию 07, серию 08, серию 10, Реформу КНД). К настоящему моменту обывателю, по крайней мере, до конца еще неизвестно, как будет выглядеть данная конструкция по ее завершении, но некоторые последствия можно угадать уже сегодня.

Россельхознадзор и контрафакт из Турции
Россельхознадзор: В мясе из Турции найдется всё!

Первое. Очевидно, укрупнение контрольно-надзорных ведомств неизбежно приведет к рационированию ими своих контрольно-надзорных функций. Другими словами, они вынуждены будут расставлять приоритеты, уделяя больше внимания одним направлениям и пренебрегая другими. Так уже происходит и сейчас с рядом ведомств, «перехватавших» себе полномочий. В частности, грешат отлыниваем от выполнения (должным образом) части возложенных работ:

  • Роспотребнадзор (в части защиты прав потребителей);
  • ФАС (в части надзора за рекламной деятельностью);
  • Центробанк (в части контроля за рынком страхования).

Неудивительно, что появляется все больше организаций, в т.ч. коммерческих, пытающихся подменить и заменить «не ловящий мух» Роспотребнадзор.

Второе. Как следствие первого фактора и как результат ослабления проверочной деятельности в целом в рамках заявленной властью политики неизбежно следует ожидать увеличения доли фальсифицированной продукции на рынке (с учетом сокращения импорта качественных, а потому и более дорогих товаров), последовательного и долговременного снижения в целом качества товаров и услуг в самом широком номенклатурном спектре.

В нынешнем своем виде существующая система показала свою неэффективность и нежизнеспособность, но существует мало надежды, что при усилении монопольной власти ведомств на фоне сокращения финансирования контрольно-надзорной деятельности что-то изменится к лучшему.

Сокращать количество принимаемых лекарств и число походов к доктору можно в условиях, когда болезнь заведомо позади, но когда пациент находится в состоянии ближе к коматозному, прекращение лечения это, называя вещи своими именами, смертельный приговор.

На фоне происходящего системного ухудшения конкурентоспособности российского бизнеса, еще пока не нашедшего отражения в соответствующих рейтингах, последний продолжает жаловаться на проверки (что выглядит более чем странно, как будто он сам не заинтересован в качественной продукции, и как будто проверки – самое страшное зло, которое только может встать на пути честного и чистого на руку бизнеса), а власти вдруг начинают с ним соглашаться, признавая (неужели?!) тем самым допущенные на протяжении последних 15 лет ошибки. В последнее верится, признаться честно, с трудом. Кстати, крупный бизнес, понимая глубину и важность проблемы, наоборот, призывает к усилению контроля как со стороны государства, так и со стороны потребителя (общества):

В «Холдинге Кабельный Альянс» убеждены: нужен строгий общественный контроль и государственный надзор.РГ

Спилим сук, дальше что?

К чему в таком случае готовиться бизнесу? Ни к чему хорошему. Если реализуется именно предложенный нами сценарий, то спасение утопающих станет заведомо делом рук самих утопающих. А в их число попадет большая часть микро- и малого бизнеса.

Теперь предпринимателям придется самим выискивать более или менее качественную продукцию, а ее будет становиться все меньше и меньше. Через это будет страдать и их конечная продукция и услуги. Следовательно, можно ожидать, что через это крупные бизнес окончательно поставит крест на закупках товаров и услуг у малого бизнеса.

В отличие от малого и среднего бизнеса крупный бизнес все же рассчитывает на наращивание экспортного потенциала, следовательно, вынужден будет поддерживать качество (экспортной) продукции на соответствующем мировым стандартам уровне. Большей же части малого и среднего бизнеса с идеей выхода со своей продукцией на внешние рынки придется распрощаться.

В его распоряжении останется только сокращающийся и без того крайне тощий внутренний рынок. Возросшая на внутреннем рынке конкуренция усилит давление на производителей, в отсутствии должного уровня контроля это приведет к дальнейшему вымыванию с рынка качественной продукции и замещению ее еще более низкопробными суррогатами с потерей рынка и бизнеса добросовестными предпринимателями, которые вынуждены будут маргинализироваться и подыскивать оставшиеся ниши, не представляющие интереса для производителей более или менее массового и дешевого ширпотреба.

Top