Где я?
ББ-Home > Рабочие записи > Информация к размышлению > Офшоры — зло относительное

Офшоры — зло относительное

Если офшоры в какой-то степени и являются злом, то уж точно не абсолютным. Это наглядно демонстрирует приводимая нами ниже сравнительная таблица юрисдикций, причисляемых к офшорам Евросоюзом и различными российскими ведомствами.

⇒ Рабочие записи ⇒ Информация к размышлению ⇒ Разговоры про офшоры

Определенно, офшоры – не зло, а инструмент конкурентной борьбы. И у тех он вызывает больше симпатий и меньше отторжений, кто лучше им умеет пользоваться. У них и список этот короче, и требования к этим странам более конкретны и явно озвучены, и в целом у страха глаза не так велики, как у некоторых российских ведомств, которые, похоже, будь их воля, вообще бы всех поголовно в свои «черные списки» внесли.

Евросоюз1 Российская федерация
  ФНС2 Минфин3 ЦБ РФ4
Американское Самоа      
Ангилья Ангилья Ангилья
Ангола
Андорра Андорра Андорра
Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда Антигуа и Барбуда
Аруба Аруба
Афганистан
Багамы Багамы Багамы
Бангладеш
Барбадос Барбадос Барбадос
Бахрейн Бахрейн Бахрейн Бахрейн
Белиз Белиз Белиз
Бенин
Бермуды Бермуды
Боливия
Босния и Герцоговина
Бразилия
Бруней – Даруссалам Бруней – Даруссалам Бруней – Даруссалам
Буркина-Фасо
Бурунди
Бутан
Вануату Вануату Вануату
Британские Виргинские острова Британские Виргинские острова
Виргинские острова, США Виргинские острова, США
Габон
Гаити
Гайана
Гамбия
Гана
Гватемала
Гвинея
Гвинея-Бисау
Гибралтар Гибралтар Гибралтар
Гондурас
Гренада Гренада Гренада Гренада
Гренландия
Гуам Гуам
Джибути Джибути
Доминика Доминика Доминика
Доминиканская Республика
Замбия
Зимбабве
Иордания
Ирак
Ирландия (Дублин, Шеннон)
Йемен
Кабо-Верде
Камбоджа
Камерун
Кения
Республика Кипр
Кирибати
Китай: Гонконг (Сянган)
Колумбия
Коморы
Коморы: остров Анжуан Коморы: остров Анжуан Коморы: остров Анжуан
Конго
Коста-Рика Коста-Рика
Кот-д’Ивуар
Кюрасао Кюрасао
Лаос
Лесото
Либерия Либерия Либерия
Ливанская республика
Лихтенштейн Лихтенштейн Лихтенштейн
Люксембург
Мавритания
Мадагаскар
Китай: Макао (Аомынь) Китай: Макао (Аомынь) Китай: Макао (Аомынь) Китай: Макао (Аомынь)
Малави
Малайзия: остров Лабуан Малайзия: остров Лабуан Малайзия: остров Лабуан
Мальдивы Мальдивы Мальдивы
Республика Мальта
Маршалловы Острова Маршалловы Острова Маршалловы Острова Маршалловы Острова
Микронезия
Мозамбик
Монголия
Монако Монако Монако
Монтсеррат Монтсеррат Монтсеррат
Мьянма
Намибия
Науру Науру Науру
Непал
Нигер
Нигерия
Нидерландские Антилы
Никарагуа
Ниуэ Ниуэ Ниуэ
ОАЭ ОАЭ ОАЭ ОАЭ
Оман
Острова Кайман Острова Кайман
Острова Кука Острова Кука Острова Кука
Острова Теркс и Кайкос Острова Теркс и Кайкос Острова Теркс и Кайкос
Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни) Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни) Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни)
Пакистан
Палау Палау Палау Палау
Палестина
Панама Панама Панама Панама
Папуа-Новая Гвинея
Парагвай
Перу
Португальская республика (о. Мадейра)
Пуэрто-Рико Пуэрто-Рико
Республика Корея
Республика Маврикий Республика Маврикий
Руанда
Самоа Самоа Самоа Самоа
Сан-Марино Сан-Марино
Сан-Томе и Принсипи
Свазиленд
Сейшелы Сейшелы Сейшелы
Сен-Мартен (нидерландская часть) Сен-Мартен (нидерландская часть)
Сенегал
Сент-Винсент и Гренадины Сент-Винсент и Гренадины Сент-Винсент и Гренадины
Сент-Китс и Невис Сент-Китс и Невис Сент-Китс и Невис
Сент-Люсия Сент-Люсия Сент-Люсия Сент-Люсия
Сингапур
Соломоновы Острова
Сомали
Судан
Суринам
США: штат Вайоминг
США: штат Делавэр
Сьерра-Леоне
Тайвань (Китай)
Танзания
Тимор-Лесте
Того
Тонга Тонга
Тринидад и Тобаго Тринидад и Тобаго
Тувалу
Тунис Тунис
Уганда
Уругвай
Фарерские острова
Фиджи
ЦАФ
Чад
Черногория
Швейцария
Шри-Ланка
Эквадор
Экваториальная Гвинея
Эль-Сальвадор
Эритрея
Эфиопия
Южный Судан
Ямайка

См. обновление: …и офшоров становится меньше.

Обратите внимание на список ФНС, по нему смело можно изучать географию, без малого полмира под одну гребенку причесали.

Любопытно, как различаются подходы ЕС и России к определению какая страна или территория является офшором, а какая нет. Хотя по большей части юрисдикций у России и ЕС консенсус (например, Бахрейн, Гренада, Макао, Маршалловы острова, ОАЭ, Палау, Панама, Самоа, Сент-Люсия), по ряду стран наблюдаются принципиальные расхождения. Например, в то время как Американское Самоа, Монголия, Намибия, Республика Корея не смогли избежать «черного» списка ЕС, ни у одного российского ведомства (см. комментарий ниже) нет претензий ни к одной из этих стран. А на Гуам, Тунис и Тринидад и Тобаго одинаково подозрительно смотрят только ЕС и ФНС, для ЦБ же и Минифина этих стран также вроде как не существует. Кажется немного странным, что целому ЕС при всей его гибкости не удалось найти общего языка с этими странами, в то время как неуступчивая Россия, согласно перечням, сумела с ними договориться (интересно знать, о чем?).

Показательно также и то, что у всех ключевых фискальных и монетарных российских ведомств имеются свои перечни недобросовестных стран и перечни эти существенно разнятся: самый либеральный — у Минфина, а самый драконовский — у налоговиков (притом что ФНС формально подчиняется минфину).

Центробанковский перечень помещается посередине, тяготея все же более к перечню ФНС, но, с другой стороны, является более дифференцированным — страны и территории, включенные в него, разделены на три категории.

На этом месте любой здравомыслящий читатель задастся вопросами вроде: «Зачем все это, если все равно, все, кто хочет и может, хранят свои капиталы в за границей, в том числе в офшорах, капиталы из страны бегут, а амнистии не работают, потому что никто уже давно ни в какие посулы со стороны власти не верит?» В самом деле, зачем?

⇒ Бизнес-среда ⇒ Бизнес в окружении ⇒ Серия 13

Мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы, поскольку далеко не все действия законодательной и исполнительной власти поддаются рациональному объяснению.

В заключение отметим лишь, что перечень Евросоюза был составлен только сейчас впервые. До этого никакого подобного перечня не существовало. И хотя у него остаются до сих пор вопросы к 47 юрисдикциям (перечь также существует), которым рекомендовано работать дальше, чтобы не попасть в «черный список», сам «черный список» состоит всего лишь из 17 стран и территорий. Очень терпимо на фоне фэнээсовских «столбцов», не так ли?

Евросоюз намерен пересматривать данный список «по меньшей мере» ежегодно, а к середине 2018 года обещал опубликовать внутренний доклад о том, как продвигается работа в части убеждения колеблющихся в необходимости принятия требований по обеспечению большей открытости.

Несогласным же обещаны санкции. И это с экономической точки зрения может явиться существенным стимулом для этих государств, чтобы не ссориться с Евросоюзом.

Как вы понимаете, ничего подобного российские списки не подразумевают, предназначены они исключительно для внутреннего пользования. Конечно, никакой воспитательной составляющей для тех, кто в них находится, они в себе не несут и вряд ли это когда-то вообще подразумевалось при их составлении.


  1. Заключение Совета Евросоюза 15429/17 от 5 декабря 2017 года.
  2. Приказ ФНС России от 01.09.2017 N ММВ-7-17/709@.
  3. Приказ Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
  4. Указание Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У.
Top